Главная О художнике Статьи Проекты Работы Поэзия


Памятник в подарок

 

В Лиде живет художник, который покруче романтика из песни «Миллион алых роз».
Рычард Груша появился в белорусском художественном пространстве неожиданно. И если сравнивать «появление этого художника народу», то он больше всего напоминает выталкивание камня из земных недр на поверхность. Сравнение тем более уместно, так как камни – любимый материал художника. Так и Рычард: за два последних года настолько зримо вытолкнулся на пейзажно-скульптурную поверхность культурного пласта, что не заметить его творчества невозможно. Его руки в ссадинах и кровавых мозолях, и я удивляюсь, как они еще чувствуют линию, когда он рисует картины.
Но эта информация лишь дополнение к следующей: Рычард – великий бессребреник начала XXI века. И художник из знаменитой песни «Миллион алых роз» слаб по сравнению с ним. Наш, белорусский, ничего не продает, он – дарит. Все подаренное и переведенное в розы за последние годы перевалило бы не за один миллион. К тому же и ни домика нет у него, ни квартиры. Стало быть, это уже не чудачество, а жизненная философия.

МАСТЕРСКАЯ КАМЕННОГО ЗОДЧЕСТВА

Ощущение родины происходит у каждого человека по-своему, но непременно через ощущение и признание самого себя. Десять лет назад Рычард, собрав все картины, повез продавать в Польшу. Смысл был: соседняя страна миновала кризис и вставала на ноги. Предвкушение злотого было логично, но он не знал, что кризис вымывает у людей чувство красоты. Картины не шли, а тут прибежал друг, у которого он остановился, - и сразу: «У вас военный переворот!» Как понимаете, был август 1991 года. И вот тут он почувствовал страх за те места, где родился и жил, понял что обязательно должен быть в эти минуты дома, вместе со всеми, потому что пропустит нечто для себя важное, чего не поймет за всю оставшуюся жизнь. Продав оптом картины, выручка от которых не покрыла даже затраты на краски, помчался домой, в Лиду…
Фирма, которую со временем создал Рычард, называется «Дизайн» и занимается благоустройством городских территорий. И буквально через несколько месяцев он устанавливает памятник Франциску Скорине, а затем первому российскому послу в Японии Иосифу Гашкевичу в Островце. Автором этих работ был молодой скульптор Валерий Янушкевич. Так что технику обработки природного камня он начал осваивать сразу, не забывая совершенствоваться в технике резьбы по дереву. А сегодня на его предприятии имеется техническая база с технологическим оборудованием, позволяющим придавать камню любые архитектурные формы. Вот почему он вынашивает идею создания творческой мастерской, где бы молодые и способные ребята могли учиться работать с этим «тяжелым» материалом. Он хочет, чтобы они скульптурами возродили к памяти каждое имя в Беларуси, принесшее ей славу и уважение. «Сохраним прошлое, будет и будущее», - говорят все, а возрождают немногие. Так безнадежно для себя и так чистосердечно для всех – наверное, он один.
Идея школы, мастерской еще более укрепилась, когда Груша осознал, что ему одному никогда не справиться с этой задачей.. Кроме всего прочего сохранится опыт наших дедов по обработке камня, возродятся традиции зодчества и не канут в вечность его секреты. Что из этого получится, не знаю. Знаю лишь наверняка, что под открытие мастерской потребуется официальное разрешение властей и вложение капитала. А денег таких у него нет. Моральная поддержка со стороны представителя Фонда белорусской культуры Владимира Гилепа подвигает лишь мысль, но не школу. Но он по-прежнему бескорыстен: дарит и устанавливает две скульптуры «Сымон-музыка» в детском садике, передают в подарок местному музею скульптуру «Благославление Земли», привозит памятный знак в честь 2000-летия Рождества Христова на улицу Советскую в Лиде. За это время Рычард Груша передал в дар музеям и школам города более 30 скульптурных композиций, не взяв ни копейки.


В ПАРИЖ!


В мае 2002 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже была открыта выставка, посвященная 200-летию Игната Домейко. Она была организована пятью странами: Чили, Францией, Литвой, Польшей и Беларусью. Нашу страну представляли полотна Рычарда Груши и служили пейзажным фронтом мест, где родился знаменитый земляк. Он назвал ее «родина Домейки глазами художника». Работы лидского мастера не спутаешь с чьими-то другими, прежде всего по цветовой гамме рисунка. Грушевский приглушенный зелено-желтый колорит отмечается сразу, он тих и спокоен, в нем много скрытой мудрости, как и у самого автора.
Парижская выставка ездила по странам Европы пять месяцев. А в это время в своей мастерской Рычард напряженно работал, чтобы в один день, 12 сентября, открыть памятные знаки сразу в тех местах, связанных с жизнью И. Домейко. Сначала в качестве подарка преподнес памятный знак Круповской средней школе Лидского района. Потом оттуда уехал в Новогрудок и повез городу другой памятный знак другу Домейко – Адаму Мицкевичу. И наконец, уже к вечеру добрался до Мира, где установил около костела Святого Николая памятник на могиле отца Игнатия.
Этот творческий всплеск и щедрость белорусского художника были замечены. Председатель национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Владимир Счасный через неделю приехал в Лиду, где открылась очередная персональная выставка Груши, и вручил ему диплом «За деятельность по увековечиванию культурного наследия Беларуси». До этого подобных наград удостаивались четыре человека – Пьер Карден, генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, академик Р. Горецкий и профессор Адам Мальдис. Пятый дипломант – Рычард Груша.


ГОРОД СКАЗОК


В ближайшей перспективе Рычард будет идти все тем-же курсом – дарить. И можно понять жену, других художников, которые не принимают бесплатность мозолей, рабочих вечеров, выходных и сознательное игнорирование товарно-денежных отношений. Он берет долото, деревянный молоток, топор и идет высекать обещанное: около 30 скульптур для детского садика № 30 города Лиды по мотивам произведений белорусских авторов и народных сказок. Скульптуры – за два метра ростом.
В такой же технике резьбы по дереву готовится и другой проект, для Новогрудка. Рычард хочет подарить бывшей столице Великого княжества Литовского 15 скульптур исторических личностей, от Миндовгов и до наших дней. По последней информации, город уже подготовил необходимое количество трехметровых дубовых колод. Осталось согласовать, персонифицировать их и сама «малость» - высечь и очеловечить.
В октябре прошлого года проходили чтения в Островце, посвященные памяти Иосифа Гашкевича. Поскольку Рычард уже установил там памятник земляку, был приглашен и он. Но не мог же он ехать с пустыми руками, поэтому вновь повез подарок – художественно обработанный камень с изображением Гашкевича. Его установили на родине посла, в деревне Мали. А поскольку на мероприятиях присутствовали японцы, он и предложил проект возрождения усадьбы Гашкевича. Предварительное согласие на поддержку с японской стороны было получено. А потом, уже в дружеской беседе, признались ему японцы, что подобных бесплатных подарков Япония не видела давно и, случись там такое, художнику были бы созданы все условия для плодотворной творческой работы.
А еще он пишет стихи. Недавно он написал:
Кахаю сёння я цябе
Так шчыра, як заўсёды,
І толькі, толькі для мяне
Тваё каханне – цуд прыроды.
Может, родину и надо любить так неситерпимо, свежо и постоянно, как женщину? Не знаю, спросите у него… Никто не верит в альтруизм художника, а приехавшие из Австралии родствен-
ники Домейко даже не понимают, что это такое.

Александр ХИЛИМОН 5 марта 2003 года

Сайт управляется системой uCoz