Главная О художнике Статьи Проекты Работы Поэзия
Самородок из Лиды
Часто
приходится слышать по радио и телевидению пессимистические разглагольствования
о том, что мы живем в бездуховном мире, что настала пора безвременья и упадка.
И всякий раз внутренне протестую: неправда, не оскудела наша земля талантами,
творческое горение и поныне присуще людям.
Знакомство с Р. Грушей, талантливым художником, скульптором и поэтом из города
Лиды, лишний раз убедило меня в своей правоте. Этот жизнерадостный, неугомонный
человек, которому не исполнилось еще и 40 лет, удивляет многогранностью своих
дарований.
Страсть к рисованию проявилась в нем с раннего детства, которое прошло в деревне
Стерково Лидского района. После окончания средней школы он остался работать
в родном колхозе «Бердовка», где его художественные способности по достоинству
были оценены руководством: его направили на годичные курсы художников-оформителей
при Гродненском методическом центре народного творчества. Вплоть до призыва
в армию Груша оформлял наглядную агитацию в колхозе.
Ричарду невероятно повезло, что его срочная служба проходила в Ленинграде, в
Военно-медицинской академии им. Кирова. Город на Неве с его широкими проспектами,
роскошными дворцами, обилием художественных памятников и скульптур произвел
на молодого художника неизгладимое впечатление. Ничего похожего ему в сельской
глуши ему видеть не доводилось.
Да и командование академии заметило способности солдата-ваятеля, почему и поручило
ему выполнить первый в жизни серьезный заказ. Четыре месяца он трудился над
учебным пособием – фигурой-манекеном советского воина в натуральную величину.
Гипсовая скульптура позднее была отлита в металле на Ленинградском художественно-скульптурном
комбинате и удостоилась оценки «отлично». За успешное выполнение первого «боевого
задания» Груша получил благодарность и внеочередной отпуск на родину.
После окончания службы Ричарду предложили остаться в академии на «сверхсрочку»,
но любовь к родному краю оказалось сильнее, он вернулся домой.
Заочно обучаясь в Московском народном университете искусств на отделении станкового
рисунка и живописи, Груша выполняет ряд этапных для себя работ. Особенно привлекает
его резьба по дереву – капризному, неподатливому, но очень «теплому», «домашнему»
скульптурному материалу. Так, композиция «Сымон-музыка», состоящая из двух деревянных
фигур, установлена в детском саду № 15 в Лиде, около 25 дубовых скульптур украсили
игровую площадку детского сада деревни Тракели Вороновского района.
В 1993 году Ричард Груша создает малое предприятие «Дизайн», которое занимается
комплексным благоустройством объектов Лидского района, причем немалая часть
работ – это монументальные скульптуры. «Дизайн» в содружестве с ваятелем Валерием
Янушкевичем устанавливает памятник первопечатнику Франциску Скорине в Лиде и
первому российскому послу в Японии Иосифу Гашкевичу в Островце, резьба по дереву
Ричарда Груши украшает вестибюль центральной районной поликлиники и актовый
зал средней школы № 4 г. Лиды, в дар музею Адама Мицкевича в Новогрудке передается
портрет польского поэта в дереве работы все того же Груши. Наконец, в честь
2000-летия рождества Христова он устанавливает памятный знак на улице Советской
районного центра.
В 1995 году вместе со своим другом и коллегой Юрием Некрасовым Груша организовал
изостудию, а сейчас подумывает о создании «школы каменной скульптуры». Занимаясь
различными оформительскими работами, Ричард давно обратил внимание на многочисленные
полевые валуны, оставленные в незапамятные времена ледниками на наших просторах.
Закупив необходимое технологическое оборудование, скульптор научился работать
с этим неподатливым материалом, придавая ему нужную архитектурную форму. «Дикий
камень» под его руками превращается в высокохудожественные элементы композиции.
И это уникальное умение Груша искренне хочет передать своим ученикам.
Впервые Ричард Груша вышел на публику, когда в 1988 году принял участие в выставке
скульптуры, организованной обществом поляков города Лида.
Его первая персональная выставка
открылась в октябре 2001 года в Лидском краеведческом музее, и ее успех был
таков, что через три месяца экспозиция перекочевала в выставочный зал Союза
художников города Гродно. На ней было представлено свыше 50 живописных полотен
и более десяти деревянных скульптур.
Деревянная скульптурная композиция «Благословление Земли» потрясла многих своей
масштабностью и глубиной творческого замысла.
Притягивала своим колдовским колоритом картина «Лунная ночь»; умиротворенность
и ностальгические воспоминания рождали пейзажи «Зимний день в Дворищах» и «Старые
Василишки»; думалось о красоте и смысле жизни, любуясь «Последней сиренью»;
жизнерадостная энергия так и струится от полотна «Ранняя весна».
На торжественном открытии экспозиции «Мая Беларусь» в Гродно с теплым словом
выступил председатель Союза художников Сергей Трофимович Асоприлко, а режиссер
областного телевидения Виктор Куц загорелся идеей снять документальный фильм
о творчестве Ричарда Груши, который показался ему, по его словам, «человеком
нового времени».
Вскоре экспозицию перевезли в столицу. Выставку в республиканском дворце искусств
почтили своим присутствием выдающиеся представители творческой интеллигенции:
Ольга Ипатова, председатель Союза писателей Беларуси, Владимир Басалыго, председатель
союза художников Беларуси, прославленный историк и беларусовед профессор Адам
Мальдис, многочисленные собратья по живописному цеху. Озвучил церемонию открытия
знаменитый ансамбль солистов «Классик-авангард» под руководством Владимира Байдова.
В кулуарах публика перешептывалась: «Самородок, белорусский Ван-Гог». В ближайшее
время экспозиция переместится в консульство Польши, будут представлены работы
и в Доме-музее А. Мицкевича в Новогрудке. На ноябрь 2002 г. планируется выставка
в выставочном зале Союза художников Республики Беларусь. Городу Лида автор собирается
подарить композицию «Солнечные часы» из камня.
Вырисовывается перспектива показа картин Груши в Париже, чем сейчас занимаются
представитель ЮНЕСКО во Франции.
Ошеломляющее творческое восхождение!
В. РОДИОНОВ,председатель Ассоциации композиторов Гродненщины